Выполнение этюда головы натурщика на цветном фоне по памяти.
Тема занятий 3.4.6.3: Выполнение этюда головы натурщика на цветном фоне по памяти (масло, А3) – 8 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: видеть в постановке главное, характерное, запоминать тональные и цветовые характеристики.
Задачи занятий:
Обучающие: научить выполнять живописную работу головы маслом по памяти.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу головы маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: https://vk.com/video-23576441_166519319 - этюд головы.
Освещение боковое.
Порядок выполнения работы
- 1. Рисунок. Вначале выполняют рисунок с натуры модели головы. Уже рисуя, студент наблюдает тон, цвет, насыщенность цветов модели.
- 2. Анализ натюрморта. На этом этапе продолжается процесс восприятия, но при этом преподаватель вместе со студентами анализирует модель с точки зрения видения различных характеристик цвета и общего состояния постановки. Вопросы к студентам могут иметь следующие направления: видение светотеневых градаций, цветовых тонов, теплохолодности цветов, локальности цветов, обусловленности цветов, краевых контрастов, цветовых контрастов, дополнительности цветов, тональных отношений, общего цветового состояния (колорита). Вместе со студентами также можно проанализировать, какие краски нужно смешать, чтобы получить тот или иной цвет.
- Работа по памяти. Выполняется самостоятельная работа студентов по памяти. Модель уходит, а студенты выполняют живописное изображение. Работа выполняется маслом, и здесь первое правило – работа «от тёмного к светлому». Второе правило - «одновременности». Вести работу необходимо параллельно над всеми предметами и драпировками натюрморта. Это достигается их частичной пропиской. При таком способе лучше добиться единства освещения и колорита. Третье правило - «от большого к детальному».
Работу ведут в обычном порядке. Начинают от больших форм, а затем переходят к более мелким формам. Мелкие детали и подчёркивание формы выполняются на завершающем этапе работы. В живописи учитывается изменение восприятия цветов в зависимости от цветового окружения, что обязывает изображать их в «отношениях», т. е. обязательно сравнивая один цвет с другим. Цвет предмета воспринимается по - разному в зависимости от соседства с другими цветами. Так, замечено, что помещенные рядом поверхности, окрашенные в дополнительные цвета, зрительно воспринимаются более яркими. Рядом со светлой поверхностью поверхность с темной окраской кажется более темной.
- Обобщение. Обобщение и синтез изученного, приведение этюда к живописному колористическому единству.
- Анализ выполненной живописной работы. Этот этап очень важен, так как на нём происходит сравнение модели с её изображением. Сравнивается то, что анализировали в начале выполнения этюда. Студенты видят, какие параметры при выполнении этюда ими нарушены, и при выполнении дальнейших работ постараются исправить допущенные ошибки.