Выполнение этюда головы натурщика против света.
Тема занятий 3.4.6.2: Выполнение этюда головы натурщика против света (масло, А2) – 12 час.
Тип занятий – комбинированные.
Цель занятий: работать в небольшом диапазоне светлот, найти цветовую взаимосвязь фона и головы, выявить разницу в теплохолодности света и полутонов.
Задачи занятий:
Обучающие: передавать особенности освещения, выполнять живописную работу маслом.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу головы маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=BM2r6OHaMTo- этюд головы акварелью.
Порядок выполнения работы
- Расположить изображение в формате, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая положение в контражуре.
- Передать тональные и цветовые особенности головы.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
Как и в предыдущих заданиях, перед выполнением основного этюда необходимо сделать форэскиз. Форэскиз, должен передавать общий пластический, колористический, светлотный строй постановки. Допускается несколько обобщенное по рисунку изображение, без ненужной детализации, увлеченности частностями. Модель посажена в положение контражура.
Контражур – положение предмета против света. Подготовительный рисунок характеризуется простотой, высокой степенью отбора самого существенного. Основная ошибка, которая обычно бывает в учебных работах в положении конражура - это излишняя детализация, приводящая к ненужной дробности. Имея это в виду, П.П. Чистяков отмечал, что следует рисовать резко, без излишних подробностей, которые будут все равно замазаны при первой прокладке, что рисунок должен обладать ясными, взятыми в характере пропорциями и четким определением больших форм.
В ряде этюдов основной замысел может сводиться к выявлению психологического состояния изображаемого человека. Возможная графичность живописи вполне оправдана, так как помогает достичь большей выразительности, не нарушив при этом живописной ткани этюда. Результат такого подхода - ясное решение всего силуэта модели. Подчеркиванием одних черт натуры и устранением других до зрителя можно донести свое прочтение постановки, развить фантазию, способность сочинить в известной степени колорит и даже образное состояние постановки.
В ряде этюдов происходит определенное абстрагирование от постановки, т. е. создание на ее основе живописного этюда, отмеченного усилением значительной обобщенностью форм. При этом резко возрастает роль подготовительного эскиза, в котором согласно замыслу возможно светлотные, цветовые и даже пластические корректировки изображения. Подчеркиванием одних черт натуры и устранением других до зрителя можно донести свое прочтение постановки, развить фантазию, способность сочинить в известной степени колорит и даже образное состояние постановки.