Выполнение пейзажа на основе натурного материала
Тема занятий 3.4.3.1: Выполнение пейзажа на основе натурного материала (акварель, А2) – 10 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: грамотная композиционная организация пейзажа,
последовательная работа над сюжетом, выявление характерных черт натуры. Продуманность в выборе точки зрения, формата, последовательность в выполнении комбинированных методов работы акварелью («по-сырому», «вливание цвет в цвет»).
Задачи занятий:
Обучающие: передача пространственных отношений; выполнять живописную работу акварелью комбинированными методами («по-сырому», «вливание цвет в цвет») .
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта акварелью комбинированными методами.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом акварель.
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=kA1Q4iq3u58 – пейзаж акварелью.
Передача пространства. Очень подробное и тонкое описание характера изменения цвета под воздействием световоздушной перспективы дано в книге П.П. Ревякина «Техника акварельной живописи».
«Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.
Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отражаемый свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок...
Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты».
Порядок выполнения работы
- Выполнить эскиз. Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления, учитывая пространственные планы.
- Передать тональные и цветовые отношения.
- Передать пространство пейзажа, освещение и цвет предметов.
Перед тем как приступить к выполнению длительного пейзажа, сделать несколько предварительных набросков, скомпоновать изображение, выделить композиционный центр. Выбирая для пейзажа тот или иной мотив, не заинтересоваться отдельной деталью, а видеть общий мотив или общий тон. Затем берется лист бумаги такого же размера для подготовительного рисунка под живопись – так называемый картон.
После выполнения рисунка приступают к работе акварелью. В работе можно использовать разные методы работы: «с подкладкой», «вливание цвет в цвет», по сухой бумаге.
Бумага не смачивается перед началом работы, а живопись ведется отдельными участками или, как говорят художники, «от куска». Участки изображения дописываются один к другому.
Акварельную краску взять кистью большого размера в полную цветовую силу, даже чуть сочнее и ярче, с учетом высветления краски при высыхании. После нанесения основного цвета на определенный «кусок» поверхности бумаги добавляем дополнительные цветовые оттенки. К законченному участку приписать следующий и так далее, до полного заполнения формата.
Не совсем просохшие края отдельных цветовых участков в некоторых местах могут слегка перетекать друг в друга, образуя цветовые переливы, не требующие исправления и придающие работе своеобразную цветовую выразительность.
После того как прописана практически вся поверхность листа нанести дополнительные цветовые акценты, а также незначительные смягчающие размывки, которые не должны испортить свежесть работы. Кроме того, нужно заполнить цветом мелкие участки бумаги, остающиеся, как правило, между отдельными «кусками» в процессе работы. Некоторые художники сознательно оставляют участки чистой бумаги, используя это как своеобразный живописный прием. Планшет с листом бумаги в процессе работы можно наклонять под разными углами в разные стороны, направляя в нужном направлении текущий красочный слой.