Техника живописи гуашью

Краски. Гуашь состоит из тонко размельченного пигмента и связующего -гуммиарабика, в который вводят сахарный сироп. Вместо гуммиарабика при затирании гуашевых красок иногда вводят животный клей, а для дешевых сортов - декстрин. В процессе изготовления в гуашь вводят также пластификатор - глицерин, поверхностноактивные вещества - препараты животной желчи, ализариновое масло и антисептик. Для придания гуаши кроющей способности в художественную гуашь добавляют белила (свинцовые, титановые, баритовые), что является причиной значительного высветления некоторых красок гуаши при высыхании. Художественная гуашь выпускается в основном заводом художественных красок в Санкт-Петербурге и производственным комбинатом Художественного фонда Российской Федерации. В состав плакатной гуаши вместо белил вводят каолин, что меньше разбеливает цвет. Цвета плакатной гуаши значительно ярче, насыщеннее и звучнее, чем художественной гуаши.

Палитра гуашевых красок, выпускаемых в нашей стране, составляет около 40 цветов. Все они светостойки. В качестве разбавителя гуашевых красок применяют воду. Разбавлять гуашевые краски следует до состояния сметанообразной массы. При применении большего, чем нужно, количества воды красочный слой получается прозрачным, быстро высветляется, при высыхании пачкается и осыпается.

При недостатке воды в качестве разбавителя гуашевых красок красочный слой представляет собой клеевое блестящее пятно. Некоторые художники применяют гуашь в качестве живописного материала для создания станковых работ не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, ткани, картоне, фанере. Писать живописные произведения, а также делать эскизные работы по специальной композиции гуашью рекомендуется исключительно методом «а lа primа» в один слой. Гуашь сметанообразной консистенции нужно наносить на бумагу или на холст мазком или тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, пока предыдущий слой еще не высох. Перекрывать слой гуаши несколькими поверхностными слоями не следует, так как в результате может произойти отслоение всех слоев краски от основания.

Главная трудность при работе гуашевыми красками заключается в том, что при высыхании у различных красок первоначальный тон изменяется в различной степени.

Цвета окиси хрома, кобальтов, кадмиев, охр светлой и золотистой, изумрудной зеленой светлеют. Цвета сиены натуральной, сиены жженой, краплаков, ультрамарина сначала темнеют, а затем высветляются. Цвета ганзы желтой и оранжевой красок темнеют. Необходимо иметь в виду, что техника гуаши не допускает пастозного письма. Наложение толстых слоев краски всегда сопровождается растрескиванием и осыпанием красочного слоя.

Гуашь высыхает довольно быстро при температуре 16—20°, высыхание происходит примерно в течение часа. Высыхая, гуашевые краски образуют очень красивую матовую, бархатистую белесоватую поверхность. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при температуре не ниже нуля. Если гуашевые краски высохли и стали непригодными для работы, их можно восстановить, залив краску в банках водой или слабым раствором столярного клея. Хранить и транспортировать работы, выполненные гуашью, следует в папках, так как при сворачивании работ может повредиться красочный слой.

Кисти как орудие труда имеют в живописи не меньшее значение, чем краски и основа. От правильного выбора кистей зависят выразительность и техническое качество письма. Для живописи гуашью применяют плоские щетинные кисти, дающие характерный для этой техники пластичный мазок различной густоты, мазок-мозаику, которым хорошо лепить форму. Хорошие упругие кисти позволяют наносить мазки разнообразного характера. Кисть должна быть ровной, плотной вязки, щетина тщательно подобранной и иметь заостренные концы, т. е. корневая часть должна находиться в черенке кисти, а не перемешиваться с концами.

Нельзя писать разлохмаченными или обрезанными кистями. Лучше выбрать кисти из синтетического волоса. Они прочны и упруги, долго не стираются. Для работы подбирают кисти разных номеров. Начинающие художники питают пристрастие к мелким кистям. Но следует помнить, что мелкие кисти № 3, № 5 нужны, как правило, для деталировок. Этюды же начинают писать широкими кистями (№ 10—12), так как ими удобно передавать основные объемы формы. Завершают работу также широкими кистями. Поэтому до ее начала следует подобрать широкие кисти от № 10 до № 18. Необходимо также иметь несколько кистей для темных и светлых оттенков. Не следует брать одной кистью краски для теплых и холодных оттенков — это приведет к загрязнению цвета. После работы кисти тщательно моют с мылом в теплой воде, ополаскивать и вытирать, обязательно обернуть полосками бумаги, чтобы щетина не топорщилась при сушке. Синтетическая щетина в такой предосторожности не нуждается. Ее следует тщательно промыть, чтобы краска не скапливалась у основания щетинной лопаточки.

с

Последнее изменение: Пятница, 5 ноября 2021, 23:34