Выполнение натюрморта с гипсовой головой или маской
Практическая работа по теме «Выполнение натюрморта с гипсовой головой или маской»
Передача формы, освещения и тональных отношений предметов натюрморта.
Наглядность: https://vk.com/video-23576441_162206145 - изображение головы.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате холста, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и фактурные особенности предметов.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
В рисунке обратить внимание на перспективу головы и её пропорции.
Пропорции головы
Лицевая часть головы делится на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится еще на три равные части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает уголки глаз и слезники. Отрезок между основанием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй линиями проходит средняя линия рта, которую часто называют линией разреза губ. Расстояние между глазами равно ширине (величине).
Натюрморт с гипсовой головой человека предваряет работу над живописью головы натурщика и является переходной стадией к изучению живой модели. Гипсовая голова активно вбирает в себя отсветы, цветовые рефлексы от окружающих ее разноокрашенных драпировок и предметов, что позволяет решать проблемы цветового взаимоотношения формы головы человека и окружающей среды. Так как гипс имеет белый цвет, драпировки всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Образующаяся силуэтность способствует выявлению цельности форм в этюде.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате холста, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и фактурные особенности предметов.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
Работу лучше начать с фона, т. к. он темнее и это даст цельность восприятия. Робость наложения краски при моделировке формы гипсовой головы приводит к вялости выражения объема цветом. Характерной ошибкой при работе является неправильное определение тональных отношений между головой и ее окружением. Так как гипс имеет белый цвет, драпировки всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Гипсовая голова бывает «перечернена» и сливается с фоном или слишком светлая и «вываливается» из композиции. Чтобы избежать этого, перед длительным этюдом необходимо исполнить средних размеров гризайль, что поможет разобраться в нюансах светотеневых отношений, даст необходимую уверенность в руке. Для сравнения можно использовать «тональные маяки».
Тональные маяки. Тональные маячки используют для более точного определения тона предметов. Рядом с натюрмортной постановкой располагают очень светлый и очень тёмный камертон в виде полоски белой бумаги и кусочка чёрного бархата. Сравнение с ними помогает определять верный тон.