Практическая работа по теме «Этюд натюрморта «гризайль» в три краски»
Практическая работа по теме «Этюд натюрморта «гризайль» в три краски»
Задача: выполнить этюд натюрморта гуашью в технике «гризайль» в три краски (белила, (марс или охра) чёрная).
Материалы: бумага, гуашь.
Гризайлью (фр. gris – серый) называют живопись, выполненную в различных оттенках серого или коричневого цвета.
В работе можно использовать две краски (белила и чёрная) или три краски (белила, чёрная и коричневая). Три краски дают возможность передать и теплохолодность предметов. Три краски образуют 4 группы оттенков.
Первая группа. Чёрный цвет без белил даст тёплый коричнево-чёрный оттенок.
Вторая группа. Чёрный и белый в смеси дадут холодный сине-серый оттенок.
Третья группа. По коричнево-чёрному из первой группе оттенку пройти тонко, прозрачно белилами. Такой полупрозрачный, мутный оттенок невозможно получить простым смешением.
Четвёртая группа. Смесь всех трёх красок (чёрный, белила и коричневый). Подходит для полутонов и придаёт им зеленоватый оттенок, усиливая теплоту к освещённым частям предметов. Чёрная с коричневой подходит для теней, т. к. это тёплый оттенок.
Порядок выполнения работы
- Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа. Построение натюрморта, учитывая пропорции и конструкцию всех предметов. Детальная прорисовка формы каждого предмета.
- Нахождение основных отношений. Начинают работу гуашью с тёмных мест натюрморта постепенно продвигаясь к более светлым. Сравниваются светлота фона со светлотой поверхности предметов и их самих друг к другу. В живописи техникой гризайль покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего сразу мазками краски, соответствующей нужному тону, а направление мазков должно идти по движению формы. Сравниваются не только отношения предметов по силе тона, но и по четкости, границ контуров и касаний предметов. Контрасты света и тени на переднем плане читаются четче, сильнее, чем вдали. Объекты на дальних планах смотрятся более плоско, силуэтно и размыты по контуру. Помимо тоновых отношений надо моделировать светотенью объем каждого предмета.
- Деталировка. На этом этапе уточняются градации светотени на поверхности предмета (свет, полутени, тени, рефлексы). Для этого необходимо постоянно сравнивать все предметы между собой. Например, сравниваем тени собственные и падающие на одном предмете с другим предметом. В разных теневых местах натюрморта не должны быть тона одинаковой силы. Так же сравниваем по тону освещенную часть каждого предмета, с другими светлыми частями других предметов. Сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но свет, тень и полутон между собой.
- В конце работы сделайте обобщение. Ликвидируйте одинаковые пятна, найдите их разницу, определите главное в постановке и подчеркните это тоном светлым или тёмным.
Работа студента ЗПК