Выполнение композиции фигуры человека с натюрмортом.
Тема занятий 3.4.8.3: Выполнение композиции фигуры человека с натюрмортом (масло, А2) – 20 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: применить знания пропорций на практике, выполнять работу последовательно с учётом технологии, передать анатомические характеристики натуры, выделить главное и обобщить работу.
Задачи занятий:
Обучающие: выполнять живописную работу маслом, передать анатомические характеристики натуры.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу фигуры с натюрмортом маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=WWJyCbSNnW8 – портрет.
https://www.youtube.com/watch?v=NmOAdov7MH4 – традицион. живопись.
Порядок выполнения работы
- Расположить изображение в формате, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая анатомию фигуры и взаимосвязь с натюрмортом.
- Передать тональные и цветовые особенности фигуры и натюрморта.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
Выполнить небольшой этюд. Найти компоновку, основные цветовые отношения, наметить цветом отношения светов и теней. Этюд будет решен примерно так же обобщенно, как и первые работы по живописи фигуры. Но в данном случае добавляется еще натюрморт, и поэтому позади фигуры, возможно, будет уже не гладкая стена, а какая-то часть интерьера. Задача, таким образом, несколько усложняется необходимостью одновременно решать основные отношения больших частей фигуры, натюрморта и интерьера. Не останавливаясь на подробностях, выявить лишь самые общие, основные отношения. Работать все время по всей плоскости этюда, переходя от фигуры к натюрморту, от натюрморта к окружающему интерьеру, затем опять к фигуре и т. д.
Предварительный быстрый этюд, помогает с самого начала увидеть натуру в ее главных чертах, наметить общее живописное решение, представить себе, как должен получиться длительный этюд, дать основное направление предстоящей многосеансной работе.
Следующий этап - работа над основным этюдом этой постановки. Построить рисунок, чтобы фигура, предметы натюрморта и обстановки интерьера были верны по пропорциям и по положению в пространстве.
Работать красками лучше большими кистями, сразу беря большие массы цвета жидкой краской, не перегружая холст. Писать работу нужно, все время переходя от фигуры к натюрморту, к окружающему интерьеру и опять к фигуре.
Рефлексы в интерьере. В работе следует обратить внимание на богатство и разнообразие рефлексов. В зависимости от теплого или холодного цвета освещения рефлекс примет холодный или теплый оттенок. Не только белые предметы, но и предметы всех других цветов будут также влиять на цвет самой фигуры, а цвет одежды человека будет, в свою очередь, влиять на цвета окружающих предметов. Кроме того, цвет стен, пола, потолка комнаты и характер освещения, как всегда, будут действовать на цветовой строй всей постановки и на цвет отдельных ее частей.
Рефлексы изменяют локальную окраску предмета в зависимости от цвета освещенных поверхностей, от которых падает отраженный свет. Рефлекс тем заметнее, чем больше, ярче по цвету и сильнее освещена рефлексирующая поверхность.
Например, если натюрморт стоит на хорошо освещенном столе, накрытом белой скатертью, то от него будут падать светлые рефлексы на лицо, руки человека, его одежду в тех частях поверхности формы, которые обращены к столу. Такое же явление можно наблюдать, когда человек читает газету или книгу.