Выполнение этюдов фигуры человека в различных позах.
Тема занятий 3.4.8.4: Выполнение этюдов фигуры человека в различных позах (масло, А3) – 16 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: передавать средствами светотени форму фигуры человека и форму складок одежды, соблюдать технологию живописи маслом.
Задачи занятий:
Обучающие: научить выполнять живописную работу маслом методом «алла прима».
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу фигуры маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=5ROGsM6EP4Q – этюд.
Порядок выполнения работы
- Расположить изображение в формате, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая анатомическое строение фигуры.
- Передать тональные и цветовые особенности фигуры.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
Переходя к живописному решению этюда, следует прежде всего разобраться в общем цветовом строе постановки. Вся натура целиком может быть сближенной или контрастной по цвету, более или менее теплой, яркой или сдержанной. Постановка может быть освещена сильным светом, когда освещенные и затемненные места составляют резкий контраст; мягкое освещение соответственно смягчит и контрасты; наконец, вся натура в целом может выглядеть светлой или более темной, погруженной в полутон. Эти характерные признаки постановки нужно стараться заметить сразу, приступая к работе, и в соответствии с этим представить себе мысленно, какой примерно должен получиться этюд.
Хроматический контраст. Работая над этюдами, необходимо учитывать явление хроматического контраста. Оно заключается в том, что для нашего зрения натура всегда принимает оттенок, противоположный цвету фона.
Начинать работу красками лучше с тех частей натуры, которые наиболее ясны вам по цвету.
Трудно более точно определить заранее, как начинать работу цветом. Для этого имеются самые различные возможности, обусловливаемые особенностями данной натуры. В одном случае лучше начинать с темных мест, в другом - с наиболее сильного цветового контраста (то есть взять сразу соотношения самого теплого цвета к самому холодному), можно в одних случаях начинать с наиболее ярких, в других — со сдержанных цветов. В каждом случае приходится решать этот вопрос отдельно, сообразуясь с характером натуры и замыслом данной работы.
Если с самого начала взять верно два-три цветовых отношения, то затем, ориентируясь на них, уже легче будет вести этюд дальше. Это должны быть какие-то большие основные отношения - допустим, одежда, лицо, фон. Определить сразу в общих отношениях, что должно быть какого цвета, что холоднее, что теплее, что светлее, что темнее, и насколько; что насыщеннее по цвету, что более сдержанно. Стараться сразу брать отношения между освещенными и затененными местами. Например, взяв цвет затененных частей лица и рубашки, сразу найти цвета освещенных частей по отношению к теням, к фону, один к другому.
Какие-то части фигуры могут смотреться темными силуэтами на фоне стены, другие будут, наоборот, светлее фона. Определяя основные цветовые отношения, нужно намечать объемные формы фигуры и их пространственные соотношения.
Большое значение имеет определение цветовых контрастов между освещенными местами формы и тенями. Уже в общей прокладке основных цветовых отношений стараться определить, что холоднее и что теплее — тени или свет, и насколько сильно их цветовое различие. На складках светлой и белой одежды особенно заметно, как отличается цвет тени от цвета их освещенных частей. Пишите по всей плоскости этюда, решая в цветовых отношениях весь холст или лист бумаги до краев.
В этюдах необходимо найти общие большие цветовые отношения, решить самые общие формы тела в больших массах.