Выполнение декоративного натюрморта
Тема занятий 3.4.7.3: Выполнение декоративного натюрморта (гуашь, А2) – 13 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: практическое использование метода стилизации
Задачи занятий:
Обучающие: научить выполнять живописную работу гуашью используя стилизацию.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта гуашью.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «гуашь».
Декоративность в работе связана с декоративным искусством. Декоративное искусство (от франц. decoration – украшение) – род пространственных искусств, произведения которого предназначены для эстетического обогащения действительности, формируют окружающую человека материальную среду его жизнедеятельности.
Декоративность изображения может иметь следующий характер:
- плоскостность изображения (акцент делается не на передаче иллюзии пространственной среды, а на оформлении картинной плоскости);
– условность, знаковость, схематизм изображения;
– закономерная метрико-ритмическая организация изображения;
– формирование крупных масс локальных пятен и поиск их равновесия в
формате изображения.
Декоративные изображения рассматриваются как переходные от
реалистических к абстрактным формам через систему ассоциаций (взаимосвязи различных представлений и образов в сознании). Этим обусловлено разнообразие декоративных трактовок:
1) Приближенные к натуре изображения с элементами обобщения и
усилением цветового ритма; 2) Частично стилизованные изображения, интерпретации натурного образа с поиском средств совмещения признаков объёмно-пространственной характеристики форм и условно-плоскостного решения (кубистические, кубофутуристические, и т.д.); 3) Стилизованные изображения, схематично отображающие наиболее существенные черты натурного образа; 4) Стилизованные на основе материальных свойств каких-либо объектов, особенностей фактуры (вода, огонь, камень, песок, стекло и т.д.); 5) Стилизованные в соответствии с особенностями
живописных техник (сграффито, мозаика, витраж, коллаж и т.д.); 6) Активно-стилизованные и орнаментальные решения на основе ассоциаций с натурной постановкой, использование принципов образной взаимосвязи формы и цвета фигур, цветовой символики, этнокультурных образцов колористического решения и т.д.; 7) Стилизации-трансформации образов объектов на основе ассоциаций, поиск творческой интерпретации изобразительного мотива.
Порядок выполнения работы
Один из вариантов декоративного решения предполагает сохранение очертаний реалистического изображения с натуры с внесением элементов подчёркнутой геометризации, усиление условности в передаче светотени, увеличение степени локализованности и насыщенности цветовых пятен, активизацию цветового ритма, введение стилистических модулей в виде определённых сочетаний пластических мотивов (например, использование округлых, спиралевидных завитков, волнистых линий и т.п. либо, напротив, «колючих» форм в виде ломаных линий). Могут использоваться для перехода от реалистической к декоративной форме свойства художественных материалов (образование клякс, мозаичное наложение мазков, вливание цвета в цвет, аэрографическая размытость и т.п.).
Характерную форму любого предмета можно утрировать, доводя до максимальной остроты, и подчёркивать его пластику нанесением декоративного рисунка. Цветовое решение натюрморта можно упростить, ограничив количество цветовых тонов или дополнив новыми цветовыми сочетаниями. При этом требуется сохранить общий колорит постановки, предложенный преподавателем.