Выполнение пейзажа на основе натурного материала.
Тема занятий 3.4.5.1: Выполнение пейзажа на основе натурного материала (масло, А2) – 12 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: передать особенности природных форм, передавать освещение и тональные отношения.
Задачи занятий:
Обучающие: научить выполнять живописную работу маслом по предварительным этюдам.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом масло.
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=wbQoGpcPAos – как подобрать цвет.
Цветовая перспектива - видимое изменение цвета предметов в зависимости от их пространственного положения, обусловлено не только световоздушной перспективой, но и разным характером визуального восприятия больших предметов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Если вблизи мы различаем, например, цвет отдельных веток и даже листьев дерева или оттенки цвета отдельных кирпичей в стене, то на определенном расстоянии цвет мелких отдельных деталей предмета уже не различим. Поэтому условно разделяют цвета предметов. наблюдаемых в окружающем пространстве на три вида цветов.
Поверхностный цвет — цвет переднего плана, наименее изменяемый под воздействием световоздушной среды и воспринимаемый в единстве с фактурой поверхности предмета.
Плоскостной цвет — цвет поверхности предмета, находящегося на таком расстоянии, что особенности фактуры и структуры уже не различаются глазом, цвета отдельных участков так же не различаются и сливаются в один результирующий цвет. Объемные формы предметов при этом зрительно уплощаются (например, силуэт дерева, наблюдаемого издалека).
Пространственный цвет — обобщенный цвет больших форм дальнего плана, измененный световоздушной средой (горы, лесной массив, силуэты отдельных зданий большого размера или обобщенный силуэт городской застройки, наблюдаемые с большого расстояния). Пространственным называется также цвет разнообразных сред: неба, облаков, тумана, воды.
Важнейшее значение для общего колористического решения этюда имеет собственный, так называемый «локальный» цвет всех элементов пейзажа, прежде всего цвет изображаемых архитектурных объектов. Если, например, какой-либо объект или его часть изображается крупным планом, а его окраска имеет хроматический цвет достаточно высокой насыщенности, то этот цвет становится определяющим в общем колористическом решении композиции.
Порядок выполнения работы
- Выполнить эскиз. Расположить изображение в формате холста, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и пространственные особенности пейзажа.
- Передать объём, освещение и колорит пейзажа.
Перед тем как приступить к выполнению длительного пейзажа, полезно сделать несколько предварительных набросков, скомпоновать изображение, выделить композиционный центр. Внимательно прорисовать все характерные в пейзаже формы, проследить пластическую взаимосвязь крупных и более мелких масс растительности. Выбирая для пейзажа тот или иной мотив пейзажа, художник должен заинтересоваться не отдельной деталью, а, прежде всего, общим мотивом, общим тоном. Затем берется лист бумаги такого же размера для подготовительного рисунка под живопись – так называемый картон.
Картон. Компоновка, найденная в эскизе, переносится в соответствующем увеличении на лист бумаги в натуральную величину холста. Начиная рисунок, постепенно вводятся сначала крупные массы, потом переходят к более детальному выявлению объемов всех элементов пейзажа. Необходимо верно определить, что будет в рисунке светлым, а что самым темным, и внимательно проследить промежуточные градации полутонов.
Подготовительный рисунок с картона на основной холст переносится следующим образом: обратную сторону картона на просвет по контуру заштриховать углем или мягким графитным карандашом и перевести на основу. Затем уточняют этот рисунок, прорисовывают, уголь закрепляют фиксативом, либо обводят разведенной масляной синей краской или тушью.
После выполнения рисунка приступают к работе маслом по выбранной технологии.