Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский».
Тема занятий 3.4.2.8: Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский» (акварель, А2) – 14 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: изучение законов освещения, последовательное выполнение и использование комбинированных методов работы акварелью: «по-сырому», «вливание цвет в цвет» и др.
Задачи занятий:
Обучающие: передать разницу освещения; выполнять живописную работу акварелью комбинированными методами.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта акварелью комбинированными методами.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом акварель.
Наглядность: презентация «Натюрморт акварелью по-сырому».
Порядок выполнения работы
- Выполнить композиционный эскиз. Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и цветовые отношения, разницу освещения.
- Передать объём предметов, освещение и цвет предметов учитывая цветовую гамму.
Живопись начинают, покрывая блики и освещенные поверхности предметов, тонким слоем прозрачных красок, затем прописывают полутона и рефлексы. Живопись акварелью ведется цветовыми отношениями, в постоянном сравнении предметов и планов друг с другом. Работа большими отношениями помогает выработать умение видеть рефлексы на форме предметов и передавать градации светотени, отражать основные цветовые отношения в живописи. Недочеты исправляют в течение работы над этюдом. Потом усиливают падающие и собственные тени предметов. При холодном освещении тени выглядят теплыми, поэтому работая над цветом теней, следует помнить правило, если падающий на предметы свет теплый, то тени пишутся холодным цветом, и наоборот.
При создании цельности и обобщенности, мягкости в цветовых переходах лучше всегда покрывать лист водой перед началом живописной работы вне зависимости от того, каким техническим приемом акварели потом будет писаться этюд. Вода помогает удалить с поверхности бумаги фабричные остатки клея и жира. Работать нужно сразу над всеми предметами, сравнивая их по цвету и тону насыщенности и светлоте.
Выделение композиционного центра происходит вследствие более детальной проработки, потом изображение обобщают. Грамотное применение приемов мозаичного письма, лессировок, по сырому, a la prima в одном художественном изображении обогащает акварель.
«Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению… Все значение и весь смысл моего метода заключается в поисках тона и цвета любого пятна, любой точки этюда не путем пытливого анализа одного этого пятна, а наоборот, путем. сравнения с окружающим, позволяющего найти соответственное место в целом». Иогансон
Работа над передним планом ведется по принципу более четкой и предметно-детализированной проработки. По мере удаления от глаз художника под воздействием световоздушной среды на перспективное удаление предметов, дальние пространственные планы пишутся более легко и прозрачно, обобщенно и свободно.