Выполнение натюрморта с белым предметом
Тема занятий 3.4.2.3: Выполнение натюрморта с белым предметом (акварель, А2) – 12 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: изучение законов цвета и технологию акварели: влияние хроматических цветов на ахроматические, последовательно выполнять и использовать комбинированные методы работы акварелью.
Задачи занятий:
Обучающие: изучить законы дополнительных цветов, научить выполнять живописную работу акварелью комбинированными методами.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта акварелью комбинированными методами.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом акварель.
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=sRgB7fM0SG8&list=PLyXeCsIzHegFyUiAtd9YD73XBBjz-UjqQ&index=19 – основы цветоведения.
https://www.youtube.com/watch?v=NH1TLyiJVHU - основы цветоведения.
Презентации: «Натюрморт акварелью с белым предметом», «Основы цветоведения».
Повторение теории цветоведения
Теневые и освещённые части предметов в живописи всегда строятся на контрасте тёплого и холодного. В помещении свет холодный, а тень тёплая. Хроматические цвета дают дополнительный оттенок на ахроматических.
Правила выполнения работы:
1. Правило - «от светлого к тёмному».
2. Правило «одновременности».
3. Правило «от большого к детальному».
4. Правило «взаимосвязи». Стараться писать, как говорят «в стык». Пока положенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Начинать нужно с широких заливок, а затем переходить к более мелким формам. Мелкие детали и подчёркивание формы выполняются на завершающем этапе работы.
Предварительно нужно осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Следует обратить внимание на пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон, отметить характерные особенности, понять общий колорит постановки.
Натюрморт поставлен с белым предметом, поэтому необходимо учесть это обстоятельство и понять, как влияют хроматические цвета на ахроматические.
Здесь участвуют дополнительные цвета. Зелёно-жёлтый дополнительный к кармину (красно-фиолетовому), алый дополнительный к голубому, Сине-фиолетовый дополнительный к жёлтому (лимонному). Существует зрительная особенность: хроматические цвета придают ахроматическим цветам дополнительный цвет. Белый кубик на алом фоне будет иметь голубой оттенок. Вся работа выполняется мозаичным методом.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки.
- Передать тональные и цветовые отношения, используя все краски.
- Передать объём предметов, освещение и цвет учитывая явление дополнительных цветов.
Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.
Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.
Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения.
На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой студент подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние изображения, подчиняет детали целому, обобщает цветовую гамму.