Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский».

Тема  занятий 3.4.4.6: Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский» (масло, А2)  – 8 час.

Тип  занятий -  комбинированные.

Цель занятий: найти цветовую взаимосвязь, композиционную выразительность, выявить главное, подчинить ему второстепенное.

Задачи занятий:

Обучающие: научить выполнять живописную работу маслом определённой тематики.

Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта маслом используя различные технические приёмы.

Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».

 Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=akwcLGWFT_Qпрописка фона.

 

Тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Отражает интересы человека, его культуру и всевозможные стороны жизни. Главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции.

Натюрморт составлен из предметов объединенных темами: «Атрибуты искусства» или «Деревенский». Освещение контрастное.

Порядок выполнения работы

  1. Расположить натюрмортную постановку в формате холста, сделать линейный рисунок.
  2. Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
  3. Передать тональные и фактурные особенности предметов.
  4. Передать объём, освещение и колорит постановки.
  5. Обобщение изображения, приведение его к живописно-пластической цельности.

Тональные маяки. Тональные маячки используют для более точного определения тона предметов. Рядом с натюрмортной постановкой располагают очень светлый и очень тёмный камертон в виде полоски белой бумаги и кусочка чёрного бархата. Сравнение с ними помогает определять верный тон.

Практическая работа над натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа. Необходимо учесть, что в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), также имеет большое значение в композиции тематического натюрморта. 

Принцип изображения – от общего к частному, от большого к малому. В тематической композиции большое значение имеет индивидуальный почерк художника, поэтому нужно нацеливать студентов на реализацию этого принципа.

Выполните живопись со всем возможным разнообразием цветовых оттенков. Обратите внимание на единство пространства теней. В  подмалевке «выбирается» вся основная теневая составляющая постановки, включая как собственные тени на предметах постановки, так и падающие тени, тени драпировок и т. д.  Дальнейшая проработка группы теней ведется в направлении их градации от самой темной тени к самой светлой, при этом сохраняя прозрачность каждого слоя при ведении последующих прописок без применения белил.

Следующим этапом является плотная прописка фона, согласовав его и подчинив найденным теням. Фон прописывается в  полную силу использованием всей названной палитры. Применение белил позволяет вести на этом этапе плотную непрозрачную пастозную прописку. 

Согласовав, таким образом, фон с тенями, можно приступать к следующему этапу  – прописке «группы света». При этом должны быть выдержаны большие массы локальных цветов, то есть, оттенок цвета не должен вырываться отдельным пятном, ломая форму. Если работа велась с соблюдением названных требований, системно и продуманно, то после прописки фона можно считать, что этюд «раскрыт» примерно на 80%, оставив 20% на поиски «группы света». На  этом этапе работы следует избегать откровенных разбелов и однородности (одинаковости) оттенков цвета в свету. Обобщением этюда, станет окончательная проработка «большой формы», моделировка крупных форм постановки и окончательный поиск в этюде триады «самое светлое», «самое темное», «самое яркое».


Последнее изменение: Вторник, 18 февраля 2020, 22:29