Лекция по теме «Технология живописи маслом»

Лекция по теме «Технология живописи маслом»

 

Краски. Масляные краски состоят из красочного пигмента и льняного масла. Пигмент определяет цвет любого вида красок и представляет собой порошкообразное органическое или синтетическое вещество. Для изготовления красок используют масло различного происхождения (например, маковое или масло грецкого ореха),   однако  обычно   это льняное масло или смесь, содержащая его в качестве основного компонента.

Основным компонентом масляных красок является красящий пигмент, который может быть природным или синтетическим, измельченным в порошок, чтобы его можно было использовать для изготовления красок.

Масляные краски обычно выпускаются в тубах трех объемов: 20, 60 и 200 мл. Идеальными считаются тубы среднего объема (60 мл), однако, как мы уже говорили, в наборе художника следует иметь большие тубы (200 мл) белил и других, наиболее часто используемых, красок.

Титановые или цинковые белила - самые светостойкие и не прозрачные. Из желтых красок подходят кадмии лимонный или средний. В число желтых включают и охру. Красные тона - кадмий красный и краплак. Зеленые и синие краски:  зеленый кобальт, изумрудно-зеленая, синий кобальт и ультрамарин. Часто используются жженая сиена и жженая умбра, однако многие добавляют в смеси натуральную сиену и натуральную умбру, которые имеют более светлый тон. Лучшая черная краска - жженая кость.

Смешивать надо не более 2—3 красок (не считая белил). Избыток белил, чрезмерная примесь их особенно в тенях мутит и холодит живопись. Примесь черной или коричневой краски в тенях чернит и грязнит этюд, лишает колорит цветовой звучности и чистоты.

Кисти. Для масляной живописи в основном используются кисти из свиной щетины - жесткие и прочные. Свиная щетина лучше всего подходит для масляной  живописи: она удерживает много краски, ей хорошо наносить пастозные мазки и она более прочная к трению о холст. Кисти для масляной живописи можно разделить на плоские, круглые и заострённые. Плоские кисти дают широкий мазок, они полностью пропитываются краской. Круглые лучше подходят для изображения линий и нанесения мазков жидкой краской, а кисти с волосяным пучком миндалевидной формы универсальны и идеально подходят для прорисовки тонких линий и мелких деталей.

Для начала потребуется две плоских кисти № 8 и 12. Получив некоторый опыт можно приобрести стандартный набор кистей № № 12—16 — 3—4 шт. и № № 5—6 — 1—2 шт. Однако при работе, очистить кисти от масляной краски бывает не так просто, поэтому многие художники для определенных цветов используют отдельную кисть. В итоге у них для работы получается минимум четыре-пять кистей.

Кисти для масляной живописи следует очищать после каждого сеанса. Сначала удалить лишнюю краску с помощью куска газеты. После этого промыть уайт-спиритом, затем промыть водой с мылом. Намылить о ладонь и промыть проточной водой. Процедуру повторяют, пока смываемая мыльная вода не станет бесцветной. Если перерыв между сеансами небольшой (не более 1-2 дней), кисть можно не промывать, ее следует просто оставить в воде. Кисти не следует оставлять в воде более чем на один-два дня.

Мастихины. Мастихины бывают твердыми и гибкими, длинными и короткими, имеющими форму ножа или мастерка; каждый тип имеет определенное назначение. Мы рекомендуем иметь в наборе длинный гибкий мастихин в форме мастерка, который используется наиболее часто

Палитра. Дощечка на которой смешивают краски. Наиболее удобна деревянная лакированная палитра. Можно также использовать и пластиковую. Обычно краски располагают по порядку от более светлых к более темным (или наоборот), отделяя холодные тона (синие и зеленые) от теплых (терракотовые и желтые). Белила можно расположить в углу или в центре между холодными и теплыми тонами.

Расположение красок на палитре

Растворители. Для разжижения масляной краски требуются специальные растворители. Лучший из них «Пинен» - растворитель № 4. В скипидаре и уайт-спирите моют кисти и палитру после сеанса. Опытные художники смешивают растворитель с маслом, чтобы получить смесь, не уменьшающую вязкость краски. Смешивать масло с растворителем следует в пропорции (приблизительно 1 : 4), чтобы не испортить общий вид картины. Художники иногда используют специальные лаки (копаловый, даммарный, и др.) для уменьшения времени высыхания краски, против прожухания краски (т. е. нежелательного изменения её тона и цвета) и придания блеска картине.

Холст и картон. В качестве основы для масляной живописи используются холсты. Их обычно изготавливают из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. Многие художники для эскизов и набросков используют картон или плотную бумагу. Однако эти поверхности впитывают слишком много краски, и со временем выполненные на них картины теряют цвет. Наилучшей альтернативой холсту, является картон, на который наклеено полотно, загрунтованное под масляную живопись. Загрунтованные панели ДСП, тоже представляют собой основу под масляную живопись.

 

Холст 

Материалы для рисования. Для рисования используют угольные палочки, ластики и карандаши с мягким грифелем. Уголь используется для выполнения наброска на холсте, а карандаши на бумаге.

Подрамник. Прежде чем грунтовать, холст натягивают на подрамник. Формат и размер подрамника выбирают в строгой зависимости от композиции будущего этюда. Для этюда площадью до 0,5 кв. м годятся планки сечением 4 × 1,5 см, а для этюда до 1 кв. м.- 7 × 2 см. Планки должны иметь небольшой скос, чтобы поверхность холста касалась подрамника только на его наружном ребре. Связывают подрамники в шип, а в прорези вбивают колышки, с помощью которых натягивают осевший холст.

Натяжка холста. Холст нужно обрезать с каждой стороны, оставив припуски шириной около 5 - 7см. Для работы берут гвозди длиной 2 – 2,5 см., молоток или еще лучше скобозабиватель и скобы. Натяжка и закрепление холста ведется равномерно от середины в обе стороны к углам. Сначала натягивают и закрепляют холст по середине коротких сторон, а потом длинных. Затем попеременно натягивают и закрепляют полотно от середины сторон к их углам. Постоянно следят, чтобы волокна холста оставались параллельными сторонам подрамника. Вставляют скобы каждые 4-5 см. Холст на углах подверните и тоже закрепите скобами. Резачком или острым ножом нужно обрезать лишний холст по периметру подрамника. 

Последовательность закрепления холста на подрамнике. 

ПроклейкаЦель проклейки — закрыть поры между нитями и создать переходный слой между тканью и грунтом. Лучшие клеи для проллейки и грунтовки – желатиновый или столярный клей, лучших мездровых сортов (желтовато-коричневые плитки или в гранулы). Сначала клей надо раздробить и замочить в воде до набухания. Растворяют его на медленном огне в водяной бане, то есть в банке, погруженной в сосуд с водой. Нельзя давать клеевому раствору закипеть, во время варки, помешивая его.

Остывший, студенистый клей наносят по холсту ножом или лопаточкой. Излишки клея снимают с холста широким ножом или мастихином. Холст оставляют подсушиться. Если все поры холста закрылись (это определяется на просвет), если его фактура сохранилась, а клеевой слой при сгибе или после проведения снизу ногтем не трескается, то проклейка удачная.

Грунтовка холста. Грунты изолируют краски от полотен, они одновременно впитывают краски и соединяют их с полотнами. Для грунтовки холстов обычно используется клей и белый гипс.

Чтобы придать клеевому слою большую эластичность к раствору добавляют несколько капель глицерина или немного меда. Грунтовать, по возможности растирая флейцем «по сухому», мелкими кругообразными движениями, как будто вы хотите что-то напылить кистью. Наносят несколько очень тонких слоев, давая им просохнуть; таким образом, грунт будет хорошо держаться. Холст покрывают в виде сетки, а на обратной стороне по возможности клей не должен проступать. Грунтовать холст нужно под наклоном 75-80 градусов.

Рецепты грунтов. Клеевой грунт очень прост, сохнет всего 2—3 дня, но имеет склонность впитывать масло из красок и лишать их блеска. Некоторые художники советуются «пройтись» по клеевому грунту слоем жидко разведенных масляных белил. Разводят белила смесью скипидара и мастикового лака (1:1). Но в этом случае получается полумасляный грунт, требующий просушки не менее 5—6 дней.

Клеевой раствор 1:15, 1:20. Чтобы приготовить состав для клеевого грунта, в 15 или 20 частях воды добавляют 1 весовую часть клея (лучше всего рыбьего), а в оставшийся клеевой раствор вводят, перемешивая, мел до густоты сметаны. Этим составом покрывают заранее проклеенный холст 1 раз. Для второго слоя грунта обязательно мел смешивают пополам с сухими цинковыми белилами.

Грунтовка картона.  Плоской кистью следует нанести, по крайней мере, два слоя грунта, второй слой наносится перпендикулярными мазками по отношению к первому, после того как первый слой высохнет. Оставшиеся следы мазков можно зачистить мелкозернистой шкуркой (№ 0).

 

Последнее изменение: Суббота, 6 ноября 2021, 23:26