Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский».
Тема занятий 3.4.4.6: Выполнение тематического натюрморта. Примерная тематика: «Атрибуты искусства», «Деревенский» (масло, А2) – 8 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: найти цветовую взаимосвязь, композиционную выразительность, выявить главное, подчинить ему второстепенное.
Задачи занятий:
Обучающие: научить выполнять живописную работу маслом определённой тематики.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=akwcLGWFT_Q – прописка фона.
Тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Отражает интересы человека, его культуру и всевозможные стороны жизни. Главной особенностью является четкое выражение темы через предметы и элементы композиции.
Натюрморт составлен из предметов объединенных темами: «Атрибуты искусства» или «Деревенский». Освещение контрастное.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате холста, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и фактурные особенности предметов.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
- Обобщение изображения, приведение его к живописно-пластической цельности.
Тональные маяки. Тональные маячки используют для более точного определения тона предметов. Рядом с натюрмортной постановкой располагают очень светлый и очень тёмный камертон в виде полоски белой бумаги и кусочка чёрного бархата. Сравнение с ними помогает определять верный тон.
Практическая работа над натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа. Необходимо учесть, что в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), также имеет большое значение в композиции тематического натюрморта.
Принцип изображения – от общего к частному, от большого к малому. В тематической композиции большое значение имеет индивидуальный почерк художника, поэтому нужно нацеливать студентов на реализацию этого принципа.
Выполните живопись со всем возможным разнообразием цветовых оттенков. Обратите внимание на единство пространства теней. В подмалевке «выбирается» вся основная теневая составляющая постановки, включая как собственные тени на предметах постановки, так и падающие тени, тени драпировок и т. д. Дальнейшая проработка группы теней ведется в направлении их градации от самой темной тени к самой светлой, при этом сохраняя прозрачность каждого слоя при ведении последующих прописок без применения белил.
Следующим этапом является плотная прописка фона, согласовав его и подчинив найденным теням. Фон прописывается в полную силу использованием всей названной палитры. Применение белил позволяет вести на этом этапе плотную непрозрачную пастозную прописку.
Согласовав, таким образом, фон с тенями, можно приступать к следующему этапу – прописке «группы света». При этом должны быть выдержаны большие массы локальных цветов, то есть, оттенок цвета не должен вырываться отдельным пятном, ломая форму. Если работа велась с соблюдением названных требований, системно и продуманно, то после прописки фона можно считать, что этюд «раскрыт» примерно на 80%, оставив 20% на поиски «группы света». На этом этапе работы следует избегать откровенных разбелов и однородности (одинаковости) оттенков цвета в свету. Обобщением этюда, станет окончательная проработка «большой формы», моделировка крупных форм постановки и окончательный поиск в этюде триады «самое светлое», «самое темное», «самое яркое».