Лекция по теме «Живопись головы человека»
Лекция по теме «Живопись головы человека»
Живопись головы человека рассмотрим на примере этюда головы пожилой женщины. Голова освещена боковым светом.
Прежде всего компоновка. Голова располагается выше геометрического центра холста. Перед её взглядом до левого края холста даётся немного больше расстояния, чем от контура головы до правого края холста.
Портрет пожилой женщины
Тональные характеристики больших масс головы
Большие массы головы – это освещённые и теневые её части. Рассмотрим освещённую часть сверху вниз. Самое светлое место – лоб. Он ближе всего к падающему чуть сверху свету и он не такой загорелый, т.к. часто прикрыт головным убором. Чуть темнее лба скуловые части и щёки. Ещё темнее подбородочная часть головы. Если рассматривать голову слева направо, то светлее будет часть которая ближе к свету, т.е. её правая.
Рассмотрим тени. Самая тёмная её часть располагается ближе к самой светлой, поэтому тень на боковой плоскости носа будет самой тёмной. Тень на виске и щеке уже светлее.
Одна из характерных частей головы – нос. Нос наиболее выступающая часть головы, поэтому и самая загорелая. Вследствие этого нос более тёмный чем лоб и щёки. Но на кончике носа есть и светлое пятно – блик. Ошибка многих начинающих – высветление крыла носа. Крыло носа тоже находится в тени и оно намного темнее щёк и подбородка. Светлым оно нам кажется из-за контраста с носовым отверстием и тёмной тенью за крылом носа.
Волосы также имеют освещённую и теневую части.
Живопись света и теней
Свет и тень две совершенно разные сущности, поэтому писать их нужно по разному.
Тени прописываются жидко с разбавителем и без белил, так чтобы просвечивал грунт. Их прописывают очень обобщённо, смазано. В помещении тень тёплая в сравнении со светом.
Освещённые части прописывают подробно отрывистым, лепящим мазком. При этом их пишут пастозно (толстым красочным слоем) с применением белил. В помещении свет холодный.
Прописка фона и одежды
Как правило фон должен удовлетворять определённым условиям. Во-первых быть фоном на котором выигрышно бы выглядела голова, а следовательно фон не должен сильно выделяться. Во-вторых правильно взаимодействовать с другими цвето-тональными пятнами (головой и одеждой). С освещённой стороны головы фон будет темнее, а с теневой светлее. Обычно тень на голове темнее фона.
Одежда должна подчиняться голове. Она не должна быть контрастной с ней по цвету и тону.
Границы теней
Тень имеет начальную границу (близкую к свету) и завершающую границу (дальнюю от света). Около этих границ тень наиболее тёмная. Дальше от этих границ она светлеет. Очень важно найти эту границу и проследить её положение на голове.
Цветовые характеристики головы
Для головы человека характерна различная окрашенность её участков. Лоб более тёплый – охристый. Щёки имеют красноватый оттенок (кадмий красный), а нос ближе к цвету краплака. Подбородочная и носо-губная части имеют зелёно-синий оттенок из-за волосяного покрова, особенно у мужчин. В тенях проявляются цветовые рефлексы от соседних драпировок и одежды.
Живопись глаз
Глазное яблоко имеет форму сферы, поэтому как и на шаре последовательно распределяются градации светотени: свет, полутон и тень.
Самое светлое место глаза – блик. Белок темнее блика. Белок со стороны света светлее, а с другой стороны зрачка темнее, т.к. он оказывается в тени.
Самые тёмные части глаза ресничный край и зрачок.
Основные части глаза
Живопись губ
Объём губ образован круговой мышцей и имеет форму сферы. Верхняя часть разделяется на свет и тень резко по фильтру, а нижняя часть имеет плавный переход. По носо-губной борозде проходит граница света и тени. Менее выражена граница по губо-подбородочной борозде.
Верхняя часть красной слизистой губы – тёмная (тень), а нижняя – светлая (свет).
Живопись носа
В целом нос темнее, чем щёки и скулы, кроме блика на кончике носа. Самые тёмные части – носовое отверстие и тень за крылом носа. По цвету нос очень сильно отличается от других мест головы. Обычно он более краснее, так как на нём близко выходят к поверхности кровеносные сосуды.
Живопись шеи
Конструктивно шея представляет цилиндр, поэтому соответственно идёт и распределение градаций. Фронтальная (где кадык) часть оказывается на свету. Боковая часть и плоскость под подбородком оказываются в тени. От подбородка падает тень образуя завершающую линию, которая переходит на боковую часть шеи. Шея отличается от головы по цвету – она более теплее. На плоскости под подбородком всегда проявляется рефлекс от одежды (здесь жёлтый).
На боковой части проявляется рефлекс от фона (зелёный). От воротничка с освещённой стороны и в тени образуются сильные тёмные тени.
Живопись волос
Находясь на объёме головы волосы подчиняются этому объёму и также имеют освещённую и теневую части. Волосы имеют совсем другую фактуру чем кожа, более неопределённую и рыхлую, поэтому контурная линия выглядит мягко, смазано. Границу кожи и волос на свету тоже не надо делать резко, а увидеть их мягкий переход. На свету волосы имеют характерный блеск.