Выполнение натюрморта маслом в технике «гризайль»
Тема занятий 3.4.4.1: Выполнение натюрморта маслом в технике «гризайль» (масло, А2) – 10 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: поэтапно вести работу маслом, использовать разные методы нанесения красок; сравнивать тон предметов и драпировок.
Задачи занятий:
Обучающие: выполнять живописную работу масляными красками в технике «гризайль», видеть тональные отношения.
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта масляными красками в технике «гризайль».
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом «масло».
Наглядность: презентация: «Материалы для масляной живописи»
Многосеансный живописный этюд в технике живописи маслом выполняется по определённой методике. Помимо подготовительного этапа, который предшествует любой работе по живописи и заключается в выборе формата работы, выполнении серии форэскизов и подготовительного рисунка, работа делится еще на четыре стадии:
1) Выполнение подмалевка;
2) Выполнение прописок, конкретизирующих форму элементов изображения;
3) Выполнение лессировок (деталировка);
4) Обобщение изображения, приведение его к живописно-пластической цельности.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате холста, сделать линейный рисунок.
- Выполнить форэскиз (20-30 мин). Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки, учитывая цветовую гамму.
- Передать тональные и фактурные особенности предметов.
- Передать объём, освещение и колорит постановки.
Многосеансный живописный этюд в технике живописи маслом выполняется по определённой методике. Помимо подготовительного этапа, который предшествует любой работе по живописи и заключается в выборе формата работы, выполнении форэскизов и подготовительного рисунка, работа делится еще на четыре стадии:
1) Выполнение подмалевка;
2) Выполнение прописок, передающих форму элементов изображения;
3) Выполнение лессировок (деталировка);
4) Обобщение изображения, приведение его к живописно-пластической цельности.
Подмалёвок. В этюде рисунок может быть не очень строгим, его можно сделать кистью жидко разведенной краской нейтрального цвета. Выдавим на палитру черную краску и белила. Затем с помощью мастихина сделаем несколько замесов промежуточных серых цветов. На этот раз нам понадобятся две кисти - одна для темных цветов, другая - для светлых. При использовании двух кистей нам достаточно будет просто насухо вытереть кисть тряпкой перед тем как взять другой цвет.
Масляные краски относятся к кроющим. Это значит что грунт не просвечивает сквозь мазок, мазок кладется плотно даже если краска несколько разведена разбавителем. Краска на кисти обязательно должна быть однородной по цвету - замесы мастихином (не кистью!) на палитре делаются до полной однородности. В живописи подмалевок выполняет три основные функции: композиционно-пластическую, колористическую и технологическую.
Прописки. Ни в коем случае не следует размазывать краску по картону и, тем более, растирать. Сделав замес мастихином, по необходимости добавив разбавитель, мы набираем краску на кисть как цемент на мастерок и кладем краску на картон как если бы мы заделывали цементом ямку на стене. Положенный мазок не трогаем больше, кроме того случая когда он оказывается неправильным - тогда счищаем его мастихином. С исправлениями не следует торопиться - сначала надо набрать достаточное количество отношений чтобы было с чем сравнивать. Если в работе акварелью белая бумага задавала один из пределов тонового диапазона, то при живописи маслом эта роль принадлежит белилам. Сразу напишите самое светлое и самое темное место - это облегчит ориентировку в тоновых отношениях.
Деталировка. Последовательность работы такая же как и при работе мазком акварелью, но мазки можно класть сразу вплотную друг к другу, так как масляные краски не растекаются. Обязательно соблюдать правило поиска подобного в разном и разницы в подобном.
Обобщение. В стадии обобщения – в смягчении резких контуров предметов, приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов, выделении главного, подчинении ему второстепенного. Здесь необходимо воспользоваться приемом, часто встречающимся у художников – «коровий прищур», то есть необходимо смотреть через прищуренные глаза сначала на натуру, а затем и на свой натюрморт и сравнивать верность найденных цветотоновых соотношений между объектами изображения.
И в конечном итоге все живописное изображение приводится к единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при цельном ви-дении натуры, выделяя композиционный центр.
Обобщить изображение натюрморта в технике