Выполнение натюрморта из предметов быта округлой формы.
Практическая работа по теме «Выполнение натюрморта из предметов быта округлой формы»
В работе используется мозаичный метод работы акварелью, изучается обусловленный цвет предметов, теплохолодность освещения.
Локальный и обусловленный цвет. Подбирая цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости от изменений светотени. Каждый предмет имеет разные оттенки: на свету одни (локальные или предметные цвета), в полутени и тени другие (обусловленные цвета). Обусловленность цвета предмета вызывается влиянием на него цветами окружения (рефлексами). Например, на красном яблоке от жёлтого яблока будет жёлтый оттенок.
Образование рефлексов на округлых предметах
Холодные и тёплые цвета. Цвета разделяются на теплые и холодные, т.е. ассоциируются или с огнем, солнцем, с чем - то теплым, или с прохладой синего неба, тенью деревьев, льдом. Свет, падающий из окна, придаёт освещённым частям холодноватый оттенок. Сама освещённая поверхность по мере перехода от света к тени имеет целый ряд тонких градаций — переходов. Наиболее открытый предметный цвет будет присутствовать в полутоне. Вся теневая часть вместе с рефлексами, падающими тенями будет значительно теплее световой части. Чем определённее будет выражена тепло-холодность в работе, тем энергичнее и выразительнее будет живопись.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки используя мозаичный метод.
- Передать тонально-цветовые отношения, используя все цвета.
- Передать объём предметов и освещение, используя расфокусированное зрение (прищуривание глаз).
Работу выполняют мозаичным способом («в разбивку»).
Мозаичный метод («в разбивку). Группа заливок может называться мозаичным методом. Изображение составляется из множества разноцветных плоскостей, подобранных по цвету и тону в соответствии с художественным замыслом. Этот метод работы в технике акварели часто применял художник М. Врубель. Работая заливками над различными участками формы, студенты постоянно должны держать во внимании большие цветовые и тональные отношения постановки, т. е. стремиться овладевать цельным видением. Нельзя писать предметы обособленно, т. е. доводить проработку одного из них до определенной законченности, оставляя в то же время незаписанным фон или соседние предметы.
Как отмечал П. П. Чистяков, надо один мазок положить на кувшин, а другой в отношениях сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т. д. Следует внимательно относиться к изменению собственного цвета предметов под влиянием условий освещения, а также цветовой рефлексной взаимосвязи. Все это оказывает большое влияние на колористическое единство, делает цвет предметов сложным, богатым. Сначала прописывают освещенные участки (или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописывают полутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенных участков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность работы. Работу нужно вести по сухой бумаге, используя пятно или плоскость, которые не соединяют влажным способом, а ждут полного высыхания.
Заполняя лист бумаги, отдельными мазками или пятнами постепенно сокращают число не закрашенных участков. Это дает возможность корректировать цвет все точнее и точнее, а оставшиеся просветы белой бумаги освежают акварельную работу, особенно на участках средней и сильной плотности.
В конце, работу обобщают, выделяя главное в постановке, убирая одинаковые пятна или выделяющиеся второстепенные участки.
Работа Давыдовой Д.