Выполнение натюрморта из геометрических тел в технике «отмывка»
Тема занятий 3.4.1.1: Выполнение натюрморта из геометрических тел в технике «отмывка» (акварель, формат А2) - 8 час.
Тип занятий - комбинированные.
Цель занятий: формирование умения последовательно вести работу методом отмывки, правильно определять тональные отношения.
Задачи занятий:
Обучающие: научить умению выполнять живописную работу акварелью методом «отмывки».
Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу натюрморта акварелью методом «отмывки».
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом акварель.
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=Dq_6zUBTtho – градации светотени.
https://aqua-relle.ucoz.ru/publ/iskusstvo/akvarelnye_tekhniki_klassifikacija/1-1-0-15 - техники акварели.
http://koshkina.net/prijomy-risovaniya-akvarelyu.html - заливка, лессировка, отмывка.
https://www.youtube.com/watch?v=DamkUTN6bjc – правила акварели.
http://koshkina.net/akvarel.html - заливка.
Презентация: «Технология живописи акварелью»
Отмывка - технический приём заключается в том, что оттенки светотени предметов получаются путём повторных наложений одного тона на другой водным раствором одной краски. Часто этот способ ещё называют «гризайль» т.е. одноцветная живопись в нейтральных тонах. Отмывка применяется для изучения явлений освещения, передачи формы и тональных отношений, а также на начальной стадии освоения нового материала.
Натюрморт составлен из простых геометрических тел гранёной формы: кубы, призмы с различным количеством углов. Простые геометрические тела дают возможность работать акварелью с большими плоскостями, что позволяет студенту лучше видеть технологию выполнения приёма лессировки.
Порядок выполнения работы
- Расположить натюрмортную постановку в формате листа, сделать линейный рисунок.
- Передать лаконичными средствами натурные впечатления от постановки.
- Передать тональные отношения, используя один цвет.
- Передать объём предметов и освещение, обобщить работу.
Тональные отношения. После подготовительного рисунка, переходят к светотеневому изображению каждого предмета - передаче светотенью и тональными отношениями их объема, материала и пространственного расположения. Для достижения результата правильно передать как градации светотени на каждом предмете (блик, свет, полутень, тень и т. д.), так и их взаимные тональные различия.
Тональные различия граней предметов необходимо пропорционально передать на этюде. При этом надо учитывать и фон. Правильно взятые отношения светлоты фона к тонам всех предметов натурной постановки способствуют передаче пространства.
Отмывка. Передавать тональные отношения надо с самого светлого предмета. Силу тона каждого предмета и теней нужно сравнивать с этим исходным тоном, причем сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места предметов между собой.
Такими постоянными сравнениями предметов и в натуре и на рисунке надо добиваться подобного в натуре контраста светлотных различий. Надо помнить, что самый темный предмет или его тень - это не черный бархат и не цвет угля. Все темные предметы и их тени более мягкого, но не глубокого черного тона. Даже прописывая черный бархат, нельзя использовать карандаш или черную краску во всю силу - получится как бы черная дыра на листе или холсте. Точно так же и самый белый предмет в натуре нельзя изображать чистыми белилами - чаше всего он гораздо темнее белил.
Для выполнения работы акварелью разводят самый слабый раствор для светлых мест. Приготовленным раствором акварельной краски делают первую прописку всего листа, оставив лишь непокрытым места, где виден сильный свет на геометрических телах или фоне. После того как краска просохнет, сделать повторное перекрытие, но при этом не закрашивать плоскости предметов, которые соответствуют тону адекватному натуре. При каждом новом перекрытии незакрашенными оставляются плоскости также соответствующие тону изображаемого предмета.
Выполняя отмывку, надо постоянно сравнивать между собой силу тона полутени, собственной тени и рефлекса. Самыми темными плоскостями, а следовательно местами, получившими большее количество перекрытий, должны быть тени предметов. Постепенно усиливая светотеневые градации, получаем объемное изображение геометрических тел.
В работе соблюдаются правила: «от светлого к тёмному», «одновременности» прописки по всему листу, «от большого к детальному».