Лекция по теме «Техника живописи акварелью»

Лекция по теме «Техника живописи акварелью»

 

Акварель (от латинского слова «aqua» - вода) – краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Важнейшее свойство акварельной техники – прозрачность и мягкость красочного слоя. Акварельные краски были известны ещё в Древнем Египте. Основой для изображения служил папирус, на котором рисовались сцены из загробной жизни. Широко использоваться акварель стала в Китае, особенно в книжных миниатюрах, где основой уже служила бумага. Впоследствии акварельные краски перекочевали в Европу.

Первой акварельной краской был бистр (жидкий рисовальный материал тёмно-коричневого цвета, который готовился из древесной сажи). Затем к бистру начали добавлять красные, жёлтые, синие тона. Пользуясь тремя основными и чёрной красками, художники добивались огромного количества тонов, соответствующих цвету изображаемых предметов.

 

«Корабль капитана Ченслора «Эдуард Бонавентура» огибает мыс

Нордкап» 1553 год. Бистр.

 В эпоху Возрождения акварель  стал применять художник Альбрехт Дюрер. После него акварель стали использовать в качестве вспомогательной техники при создании эскизов для стенных росписей и картин такие художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Французские художники Никола Пуссен и Клод Желе стали использовать акварель в пейзажной живописи.

 

«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера 1502 г.

 

Самуэль Иероним Гримм (1733-1794)

«Две дамы и мужчина, сидящие на траве в парке» Серая тушь и акварель.

 

Старинная французская гравюра. Ручная издательская раскраска акварелью.

Возраст более 150 лет.

 В XVIII веке в Англии акварель становится подлинно народным искусством. Живопись Тёрнера, Джертина, а также Котмана, Де Вонта оказало благотворное влияние на развитие акварели сначала в Англии, а затем и во всей Европе. Акварельными работами славились и наши соотечественники – К. Брюллов, М. Врубель, В. Серов, И. Репин.

 

Автопортрет

Владимир Иванович Гау (1816— 1895)

Владимир Иванович Гау - русский художник-портретист, работавший по преимуществу в технике акварели и, наряду с Петром Соколовым и Александром Брюлловым, создавший портретную галерею высшего общества Российской Империи сер. XIX века. Современные художники используют акварель не только для вспомогательных работ, но и как самостоятельное произведение.

 

Альваро Кастаньет «Бульвар Сен-Мишель» 2008 г.

Акварельные краски

Акварельные краски приготовляют из очень мелкого красящего пигмента, а связующим элементом служат различные растительные клеи (в хороших сортах акварели – гуммиарабик). Для придания краске эластичности добавляют мёд, сахар и глицерин. Отечественной промышленностью выпускаются краски в тубах и чашечках (кюветах). В настоящее время Санкт-Петербургский завод художественных красок выпускает наборы различного состава: 8, 16, 24 и 36 цветов.

Перечень названий палитры красок в 24 цвета:

1.Кадмий лимонный. 2. Кадмий жёлтый. 3. Охра светлая. 4. Сиена натуральная. 5. Золотисто-жёлтая ЖХ. 6. Кадмий оранжевый. 7. Охра красная. 8. Сиена жжёная. 9. Железная красная. 10. Алая. 11. Краплак красный. 12. Кармин. 13. Краплак фиолетовый. 14. Ультрамарин. 15. Кобальт синий. 16. Голубая ФЦ. 17. Изумрудная зелёная. 18. Перманент зелёный. 19. Травяная зелёная. 20. Умбра натуральная. 21. Марс коричневый. 22. Умбра жжёная. 23. Сепия. 24. Нейтральная чёрная.

В акварели применяются краски, обладающие в большей или меньшей степени прозрачностью. Они делятся на три группы: корпусные, лессировочные и  полулессировочные.

Корпусные краски

Корпусные краски обладают большой кроющей силой или укрывистостью, т. к. им присущи яркость оттенков и крупнозернистая фактура и плотность. Их место на освещённых частях предметов. Выделяют шесть корпусных красок: кадмий лимонный, кадмий жёлтый, кадмий оранжевый, железоокисная светло-жёлтая, ультрамарин, кобальт синий.

Лессировочные краски

Лессировочные краски характеризуются тонкой структурой цветового пигмента и прозрачностью. Они хорошо просвечивают через светлое основание бумаги, а при повторном нанесении сохраняют цвет предыдущей заливки. Эти краски применяют для теней, рефлексов и дальних планов. Выделяют девять наименований лессировочных красок: золотисто-желтая ЖХ, алая, краплак красный, краплак фиолетовый, кармин, голубая ФЦ, изумрудная зеленая, травяная зеленая, желто-зеленая.

Полулессировочные краски

Полулессировочные краски занимают промежуточное место между лессировочными и корпусными. В тонких и неплотных слоях мазков и заливок они способны проявлять свои лессировочные свойства, в средних и плотных слоях теряют прозрачность и становятся укрывистыми. Полулессировочные краски применяют в полутонах, на переходе от света в тень.  Выделяют девять наименований полулессировочных красок: охра светло-желтая, сиена натуральная, охра красная, сиена жжёная, умбра натуральная, умбра жжёная, марс коричневый, сепия, нейтральная чёрная.

 Принадлежности для живописи акварелью

Основной вид учебных практических работ по живописи – этюд с натуры. Этюд – (от фр. еtudе — изучение) — произведение вспомогательного характера и небольшого размера. Он целиком выполняется с натуры ради тщательного её изучения. В этюде художник осуществляет глубокое и всестороннее изучение жизни в целях более правдивого и живого воплощения творческого замысла в произведении, разрабатывает отдельные детали будущего произведения. Этюд с натуры по времени исполнения может быть кратковременным, односеансным, выполненным за одно занятие 2 часа или меньшее время, и многосеансным, выполненным за несколько занятий по 2 часа. Это могут быть 4, 8, 12, 16, 20, часовые и более длительные по времени выполнения этюды. Этюды выполняются любыми красочными материалами: акварель, масло, гуашь, темпера, пастель. Вначале обучения осваивается акварельная  техника, как самая доступная по материалам и оборудованию. В работах необходимо обращать внимание на такие качества акварели: прозрачность, текучесть красочных слоёв, мягкость очертаний предметов. Объектом изучения натуры является натюрморт. Живопись предметов быта позволяет передавать их видимую форму и материальные отличия, решать колористические задачи.

Для выполнения работы необходимо иметь соответствующие живописные материалы, инструменты и оборудование.

  1. Акварельные краски. Качество работы во многом зависит от качественных красок. Лучшими акварельными красками считаются краски Санкт-Петербургской фабрики.

  1. Акварельная бумага. Для акварели применяют специальную фактурную (шероховатую) бумагу различной степени зернистости. Чтобы краски были насыщенные и звонкие нельзя писать на серой или желтой бумаге. Бумага с гладкой, почти глянцевой поверхностью, также не может быть использована для акварели.
  2. Планшет. Во избежание эффекта коробления бумаги от намокания её наклеивают на планшет (35 × 45).
  3. Кисти акварельные. В акварельной живописи применяют кисти с мягким волосом. Наиболее распространённые – беличьи и колонковые (круглые или лопаточкой).

  1. Кисти щетинные. Щетинные кисти применяются для смывания неудачно написанных мест в работе.

 Общие правила работы акварелью

  1. Наклон листа должен быть 30 – 45 градусов, а если работа выполняется «по – сырому», то горизонтально.
  2. Общая последовательность работы: 1. Рисунок 2. Лёгкая прокладка цветом 3. Нахождение цветовых и тоновых отношений, передача объёма предметов 4. Детальная проработка формы предметов, выявление материальности 5. Обобщение работы.
  3. Рисунок под акварель - линейный. Намечается контур предметов, границы собственных и падающих теней, а также места бликов. Необходимо щадить бумагу от излишних стираний и нажима карандаша.
  4. В акварели не допускается наложение светлого тона на более тёмный.
  5. Заливку больших плоскостей нужно выполнять начиная сверху – вниз листа. Движения кисти могут быть горизонтальными или короткими наклонными мазками слева – направо.
  6. Работу акварелью рекомендуется начинать со светлых мест и идти к более тёмным тонам. Можно начинать с ясных по цвету предметов или драпировок, а также с больших по массе пятен. Округлые предметы начинать с освещённой части.
  7. Работая лессировками нужно прокрывать акварелью только просохшие места, а не наносить по нескольку раз слои на влажные пятна. Необходимо не допускать больших образований грязных капель.
  8. Работать необходимо параллельно над всеми предметами и драпировками. Соблюдать принцип «от большого к детальному», т. е. начиная от широких заливок переходить в дальнейшем к более детальной проработке форм. Мелкие детали выполняются на завершающем этапе всей постановки.
  9. Избавиться от грязных мест или исправить контур предметов можно смыванием акварельного слоя – «смывкой». Неудачное место нужно намочить щетинной кистью, а затем, прополоскав её в воде, отжать и вытереть это место досуха. При необходимости повторить операцию. Затем, подождав, когда смытое место просохнет, нанести новый слой краски.

 

Последнее изменение: Суббота, 6 ноября 2021, 22:48