Лекция по теме «Техника живописи маслом старых мастеров (фламандский и итальянский методы)»
Лекция по теме «Техника живописи маслом старых мастеров (фламандский и итальянский методы)»
Живопись старых мастеров складывалась начиная с XV века.
Манера письма Тициана, Джордоне, Веронезе и др. старых мастеров заключалась в том, что они на белых или цветных грунтах начинали писать по предварительно сделанному рисунку на который наносили подмалевок белилами, подсвеченными землями (охрой, умброй, зеленой и т.д.) создавая форму. Полутени прописывали очень тонким слоем, как правило в холодном тоне. Просушив эту подготовку (пастозное и полупастозное письмо нуждалось в длительной сушке), прописывали света в локальных тонах в расчете на последующие лессировки. Аналогичным образом поступали с рефлексами в полутенях. Живопись заканчивали полупрозрачными и прозрачными лессировками.
Рассмотрим подробнее «Фламандский» и «Итальянский» методы.
Фламандский метод живописи характерен тем, что он выполняется лессировками на белых грунтах. Как было сказано, метод живописи старых мастеров был трёхстадийным, но предшествовала этим стадиям – «Имприматура».
Имприматура. Первый слой краски близкий к гризайли (почти однотонная заливка всей работы одной краской). Имприматура помогает установить тональные отношения.
1. Пропись (первая стадия) – детальный пятновой рисунок кистью.
1 2
Под цифрой 1 – рисунок с «имприматурой», под цифрой 2 – начало прописи с «имприматурой». Пропись выполняется преимущественно почти одной коричневой краской (марс).
Законченная пропись
2. Подмалёвок (вторая стадия) – корпусная, пастозная живопись с белилами. Старые мастера почти никогда не работали в подмалёвке чистыми белилами. Они смешивали белила с
тем цветом каким обладал изображаемый предмет. Например, лимон жёлтый, значит брали жёлтую краску, помидор красный, значит красную и. т. д. Но эти цвета брали более
светлее, чем они были на самом деле. Такие цвета получили название «мёртвых цветов». Переход от света в тень растирали кистью (сквозной мазок), чтобы добиться мягкого
перехода
Подмалёвок на ткани одежды.
Микеланджело Б. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и четырьмя ангелами (фрагмент).
3. Лессировка (третья стадия) – цветовая прописка и завершение колорита.
Лессировка выполняется поверх высохшей красочной поверхности. Менее пригодные краски для лессировок: кадмии, неаполитанская жёлтая, английская красная, чёрная персиковая,
капут-мортуум. Для лессировок используют либо льняное масло, либо лак.
Живопись в тёплой цветовой гамме вовсе не предусматривает ограничения красок цветовой палитры: пользоваться можно всеми красками, притом тёплые оттенки вполне уместно
вплавлять в тень, если живопись выполняется при естественном дневном освещении (свет холодный, тень тёплая).
Итальянский метод. Для ускорения работы живописцы стали использовать цветные грунты. На серых, тёмно-коричневых, красно-коричневых писали Тициан, Караваджо, Рембрандт, Рубенс. Света писали пастозно с белилами. В полутонах оставляли не записанный тонированный грунт. В плане организации колорита живописной работы целесообразно проследить, как в учебной постановке «развиваются» отдельные колористические «темы», например «тема серого цвета», «тема красного цвета», или «тема зеленого цвета», как они взаимодействуют и влияют друг на друга. В работе необходимо угадать количество каждого цвета, чтобы достичь ощущения колористической гармонии, когда все цвета дополняют и уравновешивают друг друга.
Рубенс П. (1577-1640) в своей живописной манере соединил фламандский традиционный метод письма, основанный на кристальной чистоте цвета, позволяющий уводить свет в глубину, внедряя его в структуру изображаемых предметов, основанным на просвечивании светлого грунта с итальянским тональным пастозным письмом. Белый грунт он покрывал очень тонким слоем светло-серой, жемчужной имприматурой, создающей общий нейтральный фон.
Тонкий слой темной краски (0,025мм – 0,040мм) проложенный по этой имприматуре, давал глубокую тень. Живописное построение от нейтрального (светло-серого) тона к нагруженным светам и лессировкам в тенях (по серым, зеленоватым или коричневым подмалевкам) стало основой техники Рубенса.
Рубенсу приписывается следующее, весьма справедливое и поучительное высказывание: “Начинайте писать ваши тени легко, избегая вводить в них даже ничтожное количество белил: белила - яд живописи и могут быть вводимы лишь в светах… Совершенно иначе дело обстоит по отношению к светам. Здесь краски могут наноситься корпусно, насколько это нужно, но необходимо, однако, сохранять тона чистыми. Это достигается наложением каждого тона на свое место, один возле другого таким образом, чтобы легким движением кисти можно было стушевать их не тревожа, однако же, самих красок”.
Заметим однако, что даже в случае многослойного письма толщина слоя в синих драпировках картин Рубенса составляла всего лишь 0,025 – 0,065 мм. (средняя толщина волоса человека 0,040 – 0,070), тогда как у старых фламандцев она доходила до 0,100 – 0,130мм.