Выполнение копии этюда головы натурщика (копия)
Тема занятий 3.4.5.4: Выполнение копии этюда головы натурщика (масло, А2) – 12 час.
Тип занятий - комбинированные
Цель занятий: передавать форму головы с помощью светотеневых отношений.
Задачи занятий:
Обучающие: анатомическое верное построение формы головы; выполнять живописную работу маслом используя различные технические приёмы. Развивающие: развивать живописно-пластическое видение тонально-цветовых отношений, вырабатывать умения выполнять живописную работу головы маслом используя различные технические приёмы.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, терпение, решительность, смелость и аккуратность в обращении с живописным материалом масло.
Наглядность: https://www.youtube.com/watch?v=w3iSqfPuP8k – копия головы.
Задача копирования состоит в том, чтобы максимально приблизиться к оригиналу, а в учебных целях – как можно больше взять от
автора, постигая секреты его мастерства.
Многосеансный этюд маслом ведется по тем же принципам и в той же последовательности, что и длительные работы «от общего к частному». Длительные этюды предназначены для более полного изучения натуры во всем ее многообразии. Краткосрочные же этюды выполняются для изучения той или иной особенности мотива, фиксации моментальных состояний в природе. Они носят более ограниченное учебное содержание. Многосеансный этюд решает задачи: передать основные цветовые отношения, определить колорит этюда, провести моделировку форм и необходимую деталировку с завершающим обобщением.
Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть и проанализировать выбранный мотив, разобрать какими смесями пользовался живописец. Это поможет осмысленно подойти к работе и не набрасывать краски наугад на чистый холст.
В работе нужно передать основную цветовую характеристику головы: цвет лба, щек, подбородка, носа. При этом каждую плоскость, увиденную в натуре, надо решить цветом, построить форму, передать ее освещение и найти положение головы в пространстве.
На первых порах лучше всего включать в свою палитру ограниченное число красок: охры, английскую красную, умбры, зеленую, из синих - кобальт или ультрамарин, черную жженую кость. Применяется метод работы отношениями, то есть нужно не только подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние.
Порядок выполнения работы
Методическая последовательность работы включает в себя следующие этапы:
1) Композиционное размещение головы на листе.
2) Рисунок головы под живопись.
3) Работа цветом и тоном.
4) Выявление больших цветовых и тоновых отношений в живописи, ясных по цвету и тону пятен;
5) Конкретизация и уточнение формы. Проработка объемов от целого к деталям;
6) Обобщение. Устранение деталей, мешающих цельному восприятию натуры.
Начинать лучше с прокладки теневых мест натуры, а затем, определив фон и световую часть, вести конкретизацию формы в освещенной части. Затем прокладывают световую часть. Определяют теплохолодность цвета тени по отношению к цвету света. Свет в помещении холодный, а тени тёплые. Глаза, веки имеют свои формы, их надо воспринимать как объемы, состоящие из нескольких планов.
В фоне пусть будут заметны мазки кисти, холодные и теплые оттенки, даже если фон решен почти одним цветом. При аккуратной выкраске фона «уплощается» пространство, фон как бы приближается к голове.